Шершах Арьйан Мохаммад Хассан

Аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Российского университета дружбы народов.

 

Шпаковская М.А.

Доктор исторических наук, профессор кафедры ТИМО, Российского университета дружбы народов.

 

Со статьёй можно ознакомиться в журнале «Альманах «Казачество» № 3 (53). 2021».

Роль ООН в урегулировании ситуации в Афганистане

 

 

В начале XXI в. ситуация в Афганистане становилась все более критичной и выходила за рамки регионального конфликта, принимая глобальный масштаб. В начале 2000-х гг. на территории ИРА базировались такие террористические организации, как «Талибан», «Аль-Каида», и «Исламское движение Узбекистана». Начавшаяся борьба с терроризмом в 2001 г. и многолетнее пребывание в Афганистане войск НАТО не привели к положительному результату. Наоборот, в регионе растет угроза терроризма и, более того, активизировалась новое террористическое движение «Исламское государство».

Деятельность ООН по урегулированию ситуации в Афганистане берет свое начало еще с 80-х гг. ХХ в. 14 января 1980 г. Генеральная Ассамблея приняла первую резолюцию ES-6/2 («Положение в Афганистане»), призывающую к выводу с афганской территории всех иностранных сил и оказанию гуманитарной помощи.

В 1985 г. Ассамблея приняла еще одну резолюцию № 40/137, в которой выразила глубокую озабоченность по поводу широкого пренебрежения правами человека в Афганистане и серьезными нарушениями.

Внутриполитическая ситуация в стране по-прежнему оставалась критической, продолжалась борьба за власть, но в 1987 г. к власти в ИРА пришла Народно-демократическая партия Афганистана во главе с новым Президентом Мохаммадом Наджибуллой.

14 апреля 1988 г. Афганистан, Пакистан, СССР и США подписали Соглашения об урегулировании ситуации в Афганистане под эгидой Организации Объединенных Наций. Они предусматривали прекращение иностранной интервенции в Афганистане, после чего СССР начал выводить свои силы и процесс был завершен к февралю 1989 г.

Конец 1980-х гг. оказался особенно важным для ООН и ее миротворческих сил. В первую очередь и по тому, что в мае 1988 г. была создана новая миссия наблюдателей ООН: Миссия добрых услуг ООН в Афганистане и Пакистане. Данная миссия была учреждена для того, чтобы помогать Личному представителю Генерального секретаря выполнять его функции по оказанию добрых услуг сторонам в деле обеспечения выполнения Соглашений об урегулировании положения, относящегося к Афганистану, и в этой связи расследовать и сообщать о возможных нарушениях любых положений этих Соглашений. Миссия закончилась в марте 1990 г., после чего ее личный представитель остался в стране и выполнял функции руководителя Управления Генерального секретаря в Афганистане и Пакистане, созданного 15 марта 1990 г., а также Координатора Управления ООН по координации гуманитарной помощи Афганистану. В декабре 1994 г. Генеральный секретарь упразднил должность Личного представителя и создал взамен нее Управление Генерального секретаря в Афганистане.

В сентябре 1996 г. талибы захватили Кабул и контролировали уже большую часть Афганистана. В октябре этого же СБ ООН принял Резолюцию № 1076, в которой содержится призыв ко всем афганским сторонам прекратить военные действия и начать политический диалог, направленный на достижение национального примирения.

К концу 1990-х гг. Афганистан стал известен всему миру как источник выращивания почти 80% незаконного опия в мире. В связи с этим Программа ООН по контролю над наркотиками учредила проект по сокращению урожая мака, в рамках которого были представлены программы по выращиванию альтернативных культур, восстановлению системы орошения и улучшению дорог. Данная Программа успешно работала во время режима талибов и в декабре 2000 г. было отмечено, что «Талибан» запретил производство опиума, хотя санкции Совета Безопасности затрудняли поддержку альтернативных проектов развития сельскохозяйственных культур.

Касаясь непосредственно политического урегулирования афганской проблемы, уместно особо отметить миротворческую деятельность посреднической специальной миссии ООН. Во многом благодаря ее усилиям и лично и.о. руководителя миссии А. Тесорье и при содействии Туркмении в феврале-марте 1999 г. в Ашхабаде произошла встреча представителей противоборствующих сторон. В результате 14 марта стороны подписали совместное заявление относительно принципов формирования органов исполнительной, законодательной и судебной власти в Афганистане, освобождении с каждой стороны по 20 человек и условились продолжить переговорный процесс по взаимоинтересным вопросам.

К 2001 г. конфронтация в стране усиливалась, но после теракта в США 11 сентября 2001 г. начались полномасштабные действия Соединенных Штатов, НАТО и ООН по урегулированию афганского кризиса и ликвидации угрозы международного терроризма. В ноябре 2001 г. в Бонне под эгидой ООН прошла конференция, на которой обсуждались вопросы будущего обустройства в стране и участия в нем учреждений структуры ООН.

В декабре 2001 г. в Бонне ООН была организована встреча политических лидеров Афганистана, которыми было подписано Соглашение о временном воссоздании государственных органов в стране. Согласно документу, на полгода была назначено Временное правительство во главе с Хамидом Карзаем. В соответствии с Соглашением была принята конституция и установлено проведение президентских и парламентских выборов. Кроме того, с территории Афганистана были выведены отряды Северного альянса и 20 декабря 2001 г. Совет Безопасности резолюцией №1386 уполномочил создание Международных сил содействия безопасности (ИСАФ), чтобы в течение 6-и месяцев осуществлять помощь Временному правительству поддерживать безопасность в Кабуле и его прилегающих районах. В дальнейшем сроки пребывания ИСАФ продлевались, а в 2003 г. командование иностранным контингентом перешло под управление НАТО.

В целях обеспечения того, чтобы все усилия Организации Объединенных Наций были направлены на оказание полного содействия выполнению Боннского соглашения, в 2002 г. возникла необходимость в объединении всех существующих элементов Организации Объединенных Наций в Афганистане в рамках единой миссии – Миссии ООН по содействию Афганистану (МООНСА).

Миссия МООНСА заключается в поддержке народа и правительства Афганистана в достижении мира и стабильности в соответствии с правами и обязательствами, закрепленными в конституции Афганистана.

Цели Миссии предполагают: установление мира в Афганистане, в том числе помощь в предотвращении и разрешении конфликтов, содействие интеграции, укрепление регионального сотрудничества; укрепление афганской государственности, основанной на верховенстве закона и уважении прав человека; поддержание мирных процессов между правительством и вооруженными группами; содействие национальному примирению; усиление защиты гражданских лиц; улучшение координации и согласованности между всеми подразделениями ООН в целях обеспечения максимальной эффективности.

Однако эффективность деятельности Миссии – это спорный вопрос. К примеру, по данным ежегодного доклада МООНСА, Миссия не может решить поставленную перед собой задачу в усилении защиты гражданских лиц, вследствие чего с 2009 г. число погибших и раненых в Афганистане растет каждый год. В 2017 г. количество погибших и раненых меньше, чем в прошлом году, но общая картина (Альманах «Казачество» № 53) четко показывает рост жертв.

Как и в 2016 г., более половины жертв среди гражданского населения, пострадавших от проправительственных сил в 2017 г., оказались случайными во время наземных боев с антиправительственными элементами. После наземных воздушные операции оставались второй по значимости причиной потерь среди гражданского населения, приписываемых проправительственным силам. Внушительными остаются цифры детской и женской смертности. За период с 2009 по 2017 г. наибольшее количество погибших и раненых в ИРА, зарегистрированных МООНСА, приходится на 2016 г.

Примечательно, что Талибы ответили на ежегодный доклад МООНСА 2017 г. и выразили несогласие со многими указанными данными, в том числе упомянули, что «моджахеды не допускают детей в свои ряды, и утверждение о вербовке детей не соответствует действительности». Более того, они обвиняют МООНСА в том, что они закрывают глаза на авиаудары США и афганского правительства, которые «не различают гражданское и негражданское население», что приводит к жертвам среди мирного населения. При этом талибы не отказываются от всего написанного и предложенного в докладе Миссией, отметив, что «высоко ценят рекомендации» и «будут действовать» по некоторым из них.

О неэффективности ООН говорили уже в XX веке. Афганский писатель М.Р. Арья в своей статье «Роль ООН в Афганистане» отметил, что в 1990-е гг., несмотря на нейтральность Организации Объединенных Наций, она находилась под давлением западных стран и американских и британских спецслужб, работающих в ООН в качестве представителей своих стран. Более того, после Холодной войны ООН превратилась в инструмент влияния спецслужб США и большинство решений США по тем или иным ситуациям/странам поддерживались ООН, в том числе ввод американских войск и НАТО в Афганистан и Ирак.

О неэффективности этой организации заявляли и российские политики. Глава международного комитета Совфеда России Константин Косачев на встрече с представителями общественно-политических кругов и СМИ из стран Латинской Америки и Испании заявил: «Реформа ООН нужна, сейчас Организация Объединенных Наций не является эффективной организацией. Мы видим, как раз за разом нарушается устав ООН, в том числе США, и ООН не в состоянии ни препятствовать этому, ни сделать так, чтобы этот конфликт [в Сирии. – Прим. авт.] был урегулирован в соответствии с международными соглашениями».

В рамках саммита ШОС в 2015 г. также понимался вопрос о реформировании СБ ООН. Страны ШОС «выступают за повышение эффективности ее [Организации Объединенных Наций. – Прим. авт.] механизмов, включая реформирование Совета безопасности ООН». Участники ШОС считают, что «реформирование Совета безопасности ООН должно сделать его более представительным и действенным путем проведения максимально широких консультаций в рамках поиска «пакетного решения» с учетом интересов обеспечения сплоченности стран-членов ООН, без установления искусственных временных рамок и форсирования вариантов, не получивших широкой поддержки стран-членов ООН».

Говоря о деятельности ООН, необходимо признать, что вопросы урегулирования ситуации в Афганистане находятся в объекте внимания ООН. В сентябре 2019 г. Совет Безопасности ООН продлил еще на год (до сентября 2020 г.) миссию всемирной организации в Афганистане, в связи с высоким уровнем насилия в стране и большим числом жертв среди мирных жителей. В резолюции подчеркивается, что продление мандата миссии ООН по содействию Афганистану «призвано способствовать тому, чтобы Афганистан в полном объеме» взял на себя ответственность за ситуацию в стране. При этом СБ ООН призвал «всех региональных и международных партнеров Афганистана продолжать усилия в поддержку мира и примирения» в стране. Выступая на заседании Совбеза, постпред РФ при ООН Василий Небензя заявил, что Москва поддержала проект резолюции, «принимая во внимание важность ооновского присутствия в стране».

Анализируя ситуацию в Афганистане и роль Организации Объединенных Наций в ее урегулировании, необходимо сказать, что афганский вопрос по-прежнему находится в центре внимания. Угрозы, исходящие с территории Афганистана, вызывают глубокую обеспокоенность всех членов ООН и многократно обсуждаются на заседаниях Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН. Несмотря на активную деятельность Организации в деле урегулирования афганского кризиса, она не принесла ощутимых результатов. Фактически, ООН очень слаба в данном вопросе и, несмотря на его крайне положительную деятельность, Институты Организации не могут воздействовать на улучшение обстановки в стране. Деятельность ООН в Афганистане имеет небольшую положительную тенденцию и, в основном, сконцентрирована на том, чтобы не усугубить ситуацию.

 

Библиографический список:

1. Afghanistan and the United Nations. // UN. // URL: http://www.un.org/News/dh/latest/afghan/un-afghan-history.shtml (дата обращения: 13.12.2020).

2. Атто Р. От миротворчества к миростроительству: эволюция роли Организации Объединенных Наций в операциях в пользу мира // Международный журнал Красного Креста. 2013. № 95 (891/892). С. 16.

3. Завершенные операции ООН по поддержанию мира. Миссия добрых услуг Организации Объединенных Наций в Афганистане и Пакистане // UN. URL: http://www.un.org.ru/peacekeeping/missions/past/afghan.htm (дата обращения: 15.12.2020).

4. Арунова М.Р. Особенности современной ситуации в Афганистане и позиция ООН в деле урегулирования конфликта. // Ближний восток: проблемы региональной безопасности: сборник статей. М., 2000. С. 15-16.

5. Agreement on provisional arrangements in Afghanistan pending the re-establishment of permanent government institutions // UN. // URL: http://www.un.org/News/dh/latest/afghan/afghan-agree.htm (дата обращения: 13.12.2020).

6. Афганистан на повестке дня ООН // Новости ООН. // URL: https://news.un.org/ru/focus/ afganistan (дата обращения: 13.12.2020).

7. Afghanistan Annual report on Protection of civilians in armed conflict: 2017. P. 1 // UNAMA. February, 2018. // URL: https://unama.unmissions.org/sites/default/files/afghanistan_protection_of_civilians_annual_report_2017_final_6_march.pdf (дата обращения: 19.12.2020).

8. Afghanistan Annual report on Protection of civilians in armed conflict: 2017. P. 1 // UNAMA. February, 2018. // URL: https://unama.unmissions.org/sites/default/files/afghanistan_protection_of_civilians_annual_report_2017_final_6_march.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

9. Taliban Response to the 2017 Afghanistan Annual report on Protection of civilians in armed conflict. P. 75 // UNAMA. February, 2018. // URL: https://unama.unmissions.org/sites/default/ files/afghanistan_protection_of_civilians_annual_report_2017_final_6_march.pdf (дата обращения: 15.12.2020).

10. Арья М.Р. Роль ООН в Афганистане. // Esalat. 16.07.2007. // URL: http://www.esalat. org/images/negahe%20ba%20naqshe%20UN.htm (дата обращения: 23.12.2020).

11. Косачев заявил о необходимости реформирования ООН // RT. 06.10.2016. // URL: https://russian.rt.com/article/324643-kosachyov-zayavil-o-neobhodimosti-reformirovaniya-oon (дата обращения: 16.12.2020).

12. Стратегия развития ШОС до 2025. Ключевые тезисы. // ТАСС. 10.07.2015. // URL: https://tass.ru/politika/2110040 (дата обращения: 13.12.2020).

13. СБ ООН продлил на год миссию в Афганистане // Известия.17.09.2019. // URL: https://ria.ru/20190917/1558783962.html (дата обращения: 13.12.2020).